I sit cross-legged and try not to levitate too much! (с)
Книга начинается с ПОВа одного из дозорных Ночного Дозора по имени Четт. Он стюард, которого по наущению Джона Сноу еще в "Игре престолов" перевели из помощников мейстера Эйемона в псари. Тут пересказ соответствующей главы ИП.
Четт мерзнет, пока его собаки пытаются взять след медведя, которого дозорные хотят выследить и убить. Вместе с Четтом — два его товарища, которые, как читатель узнает из ПОВа, состоят в заговоре дозорных. Мы узнаем, что в заговоре четырнадцать дозорных, и они собираются после третьей стражи убить Старого Медведя, тех, кто стоит в карауле и Сема Тарли формально для того, чтобы не были отправлены вороны с известием об их побеге, а на самом деле - из личной неприязни Четта к толстяку, занявшему его место.

читать дальше

Обзорам

@темы: Ночной Дозор, Буря мечей, POV – Четт, перечитываем

Комментарии
02.03.2015 в 15:04

Societas Draconistarum
выследил, что одичалые собрались в огромную армию, которая движется по Молочной реке и непременно дойдет до Кулака Первых людей, в котором засел отряд Джиора Мормонта (около трехсот дозорных). Четту и другим не хочется умирать, именно поэтому они решили дезертировать
В общем-то, не сказать, чтобы Четт и Ко не правы в главном - в том, что пора делать ноги обратно на Стену. Кулак практически не укреплен, за то время, которое они там стояли, люди Мормонта фортификационными сооружениями особо не озаботились. У трех сотен Мормонта практически нет шансов в чистом поле, даже с учетом того, что они все конные - лошади по брюхо в снегу малоэффективны. "Подождать два оставшихся отряда разведчиков" - не аргумент, маленькие отряды (при условии, что разведчики до сих пор живы) имеют шансы проскользнуть мимо одичалых и добраться до Стены и без Мормонта.
02.03.2015 в 15:25

I sit cross-legged and try not to levitate too much! (с)
Laelli, ты не поверишь, но я ждала именно тебя и именно с комментом про то, какой Джиор дурак. :laugh:
То есть над этим я думала, и считаю, что ты (и Четт) не то, чтобы не правы, но у Старого Медведя есть свои резоны.
Во-первых, фортификационными сооружениями особо не озаботились. это не правда. Как раз в прологе говориться о том, что по приказу Джиора там натыкали больше кольев, что-то еще, что-то сделали, короч. Можно спорить о том, что этого недостаточно (но я все-таки не думаю, что Джиор был настолько туп, чтобы сделать тут что-то тяп-ляп), но говорить, что "не озаботились" не стоит.
Во-вторых, там говорится, что офицеры долго спорят, предлагают разное (в том числе и вернуться на Стену), и побеждает Торен Смолвуд, который, между прочим, своими глазами видел армию одичалых, значит более компетентен.
Трудно сказать, что повлияло на Мормонта, только ли соображения тактические, убеждения Смолвуда или еще и собственное желание славно погибнуть в битве, а не дряхлеть в замке на казенных харчах, но так или иначе, это было решение взвешенное, принятое с учетом обстоятельств, а не просто потому что так захотелось.
В-третьих, Четт и Ко не собирались возвращаться на Стену, они собирались дезертировать, потому что не хотели умирать. Это понятное желание, но ничего "правого" в нем в той ситуации не было. И даже просто умного, потому что мечты Четта о лордстве в замке Крастера такая же хрень, как и мечты остальных заговорщиков о теплых краях. Ими не двигало рациональное понимание того, что Джиор, допустим, не прав и ведет их не туда (как, к примеру, Мансом, думаю, когда он дезертировал), а только лишь одно - страх.
02.03.2015 в 15:48

Societas Draconistarum
что этого недостаточно (но я все-таки не думаю, что Джиор был настолько туп, чтобы сделать тут что-то тяп-ляп), но говорить, что "не озаботились"
колья - это колья. Сооружения - это сооружения. Удержать против мансовой орды, будь она трижды собрана с бору по сосенке, с тремя сотнями холмик, обтыканный кольями - нереально. Тем более, перспектива шлепать снизу вверх на холм сильно останавливать одичалых не должна - они не рыцари, им не нужно, утрированно, выполнять маневр "разогнался в чистом поле - ударил копьем".
решение взвешенное
нет. Из неочевидного - одичалые могли попросту блокировать Мормонта, перестрелять воронов и выбивать гонцов (чтобы весть о наступлении не дошла до Стены) и спокойно потопать маршем на Черный замок. Понятно, что для этого требуется выучка чуток побольше, чем у среднего одичалого, но учесть такой вариант следовало.
о Джиор был настолько туп, чтобы сделать тут что-то тяп-ляп
дело не в тяп-ляп. Я выразилась неудачно. Они что-то делали, да. Колья те же. Но этого, при подавляющем численном перевесе одичалых, даже с учетом того, что люди Мормонта заняли высоту, просто недостаточно. В принципе. Три сотни Мормонта могут сделать погоду только со стен замка (благо, строить осадные орудия одичалые особо не умеют) или со Стены.
своими глазами видел армию одичалых
да, но последний раз именно армия одичалых набигала на Север хрен знает когда (при Артосе, что ли, Старке), и, кмк, ребята просто не верят, что дикари могут более или менее организованно воевать (т.е., такие же шапкозакидательские настроения, как у Неда в отношении дотраки.)
В-третьих, Четт и Ко не собирались возвращаться на Стену
Да. Но тем не менее, в том, что торчать на КПЛ бессмысленно, они правы. Т.е., сама идея сидения на холме лишена смысла. Начисто. Зачем? Отбиваться куда удобнее и эффективнее на Стене. Там же можно послать и за подкреплениями от северных лордов. Да, из-за Робба воевать на Севере теперь особо некому, но те же Амберы, которые первые по рогам получат, если Дозор падет, две-три сотни пришлют, никуда не денутся.
решение взвешенное, принятое с учетом обстоятельств, а не просто потому что так захотелось.
не-а. Выбор худшего (как минимум, более затратного в плане человеческих ресурсов) из двух решения не может быть разумным.
02.03.2015 в 17:38

I sit cross-legged and try not to levitate too much! (с)
Laelli, давай снова. Манера отвечать на отдельные предложения меня слегка сбивает =).
Ты говоришь, что на Кулаке нечего было сидеть. Так. Но они там и не сидели!
На момент, описываемый в Прологе, НД пришли на Кулак, послали разведчиков и, по возвращении одной из групп с данными о войске Манса, решают, что делать дальше.
Укрепляли Кулак дрекольем не против войска Манса, а вообще на всякий случай, как смогли, так и укрепили.
Дальше. Они теперь знают, что Манс идет на них по Молочной. И обязательно дойдет до Кулака. Но идет медленно, войско его разношерстное и хотя первый отряд довольно сильный (там конница), дальше тянется какая-то фигня. Мормонт выбирает из трех вариантов: 1) ждать Манса и дальше укреплять Кулак. 2)отступить к Стене 3)по предложению Торена Смолвуда пропустить передовой отряд и напасть на растянувшуюся основную часть из-за скал, потом снова сховаться. И дальше действовать так, чтобы посеять в войске Манса панику, типо одичалые разбегутся.

Мормонт думает и выбирает третий вариант. То есть он не собирается сидеть на Кулаке и оборонять его, все твои аргументы мимо вообще.
Да, НД явно недооценивают решимость Манса и мотивацию одичалых, которых в поход на Стену гонит вовсе не жажда наживы, а вопрос выживания. Но это как раз потому, что во-первых последнее настоящее нападаение одичалых было стопицот лет назад, а во-вторых, Джиор недооценивает Иных, которых не было стопицот тысяч лет. Но, имхо, странно было бы, если бы все эти факты были бы Мормонтом учтены, потому что легко быть умнее персонажей книги, обладая полнотой знаний, которой они не обладают. Собственно одна из функций развлекательной литературы и состоит в том, чтобы желающие могли почувствовать себя дофига умными на фоне туповатых лордов-командующих.

не-а. Выбор худшего (как минимум, более затратного в плане человеческих ресурсов) из двух решения не может быть разумным.

правда что ли? т.е. все полководцы, проигрывавшие битвы, были неразумными дебилами? Да ты прямо Нэд! Он тоже считал, что честные люди не совершают бесчестных поступков ни при каких обстоятельствах. :laugh:
03.03.2015 в 01:01

Societas Draconistarum
То есть он не собирается сидеть на Кулаке и оборонять его
Смотри выше. Про то, что в чистом поле ему тоже делать нечего, я пишу сразу: по брюхо в снегу лошади неэффективны. Даже если не загоняться насчет тактики конных налетов, тупо потеря скорости на снегу сильно затрудняет набигание на одичалых. Главное преимущество в таком раскладе - организованность, скорость и дисциплина. Лошади потеряют скорость, люди в метель - связь. Опять же, я просто не вижу в этом смысла. Зачем? Нет, серьезно, зачем? Оборонять укрепленную высоту - Стену - да еще запросив помощи от тех же Амберов, на порядок проще, эффективнее и надежнее (т.е., такой план куда более устройчив к внезапным факапам).

все полководцы, проигрывавшие битвы, были неразумными дебилами
Не передергивай. "Мормонт - дурак" от меня ни разу не прозвучало. Я называю неразумным конкретное решение. Потому что плюсов и от сидения на КПЛ, и от попыток в снегопад набижать на Манса куда меньше, чем от взвешенного отступления к Стене и отправки воронов за подкреплениями. Знаешь, это как в шахматах. Позиция, в которой было выбрано неплохое, но не лучшее решение. Один ход - не лучшее, второй - не лучшее...Оп, а партия уже и проиграна. И у нас не говорили "ой, ну ничего, ты сделал неплохой ход же, просто не срослось", у нас это называлось "ты ошибся". (вообще, мою точку зрения в этом вопросе отчасти отражает Лян Чжугэ из "Магии драконов" Нортон).
03.03.2015 в 01:18

I sit cross-legged and try not to levitate too much! (с)
Laelli, нет слов у меня. Помощь Амберов? Укрепленная Стена? Может быть надо было успеть и в НД набрать рыцарей, а не Четтов? Не фантазируй, у Мормонта ничего этого не было в перспективе и он прекрасно об этом знал. Он знал, что они вернутся на Стену и столкнутся с войском Манса там, где он этого ждал. И решил взять инициативу в свои руки. И еще не известно, чем бы дело обернулось, если бы не Иные.

И снегопад не означает "лошади по брюхо в снегу" - очень показательное, кстати, передергивание.
03.03.2015 в 01:47

Societas Draconistarum
Укрепленная Стена
да. Это высота. И стены. И их можно - и нужно - использовать. Если выдержит Стена, есть инженеры и какая-никакая фора по времени - требюше, баллисты etc. Если невозможно - хотя бы лучники (стрелять с высоты по набигающей толпе эффективнее, чем в чистом поле) и смола-кипяток-камни. Да, Стена оборонительное сооружение очень специфическое - хотя бы из-за своей протяженности - но уязвимых для удара точек там не так много.

набрать рыцарей, а не Четтов
котел с кипятком может и парочка Четтов перевернуть

Помощь Амберов
почему нет? Амберы - первые кандидаты получить по рогам, если одичалые прорвутся. И Мормонт - это не Джон Сноу, байстрючонок государственного преступника, а уважаемый пожилой человек, к его словам вполне могут прислушаться.

И снегопад не означает
проблемы с видимостью, ориентированием etc - т.е., проблемы с организацией налета. Лошадям, в любом случае, будет труднее, пешим - тоже. То, что хочет устроить Мормонт, имело бы смысл а) будь у его людей тотальное преимущество в лошадях (т.е. на одного бойца-дозорного должны приходиться три-четыре заводных лошади, чтобы не терять скорость и эффективно маневрировать) б) не высылай одичалые разведчиков (а они высылают, и довольно крупные отряды) в) не будь численное преимущество одичалых настолько подавляющим г) будь военный контингент самого Мормонта на порядок профессиональнее д) будь у них рабочие средства связи и выучка для действий именно таким маневром. С тем, что у Мормонта есть, запереться в крепости разумнее. Это лично мое мнение. Играть в "300 спартиатов и сколько-то там илотов" хорошо тогда, когда ты обороняешь стратегическую точку, мимо которой враг фиг проскочит.

набрать рыцарей, а не Четтов
если он собирался устроить конный налет, то ему как раз рыцари и нужны. Ну или любой аналог - обученная действовать коллективно кавалерия
03.03.2015 в 10:56

I sit cross-legged and try not to levitate too much! (с)
да. Это высота. И стены. И их можно - и нужно - использовать. Если выдержит Стена, есть инженеры и какая-никакая фора по времени - требюше, баллисты etc. Если невозможно - хотя бы лучники (стрелять с высоты по набигающей толпе эффективнее, чем в чистом поле) и смола-кипяток-камни. Да, Стена оборонительное сооружение очень специфическое - хотя бы из-за своей протяженности - но уязвимых для удара точек там не так много.
Оборонять Стену у НД практически нет сил. Это и Джону потом стало ясно. Мормонт скорее всего был лучше Джона осведомлен о состоянии НД. Уязвимых для удара точек там хоть отбавляй, иначе вообще НД никакой был бы не нужен.

набрать рыцарей, а не Четтов котел с кипятком может и парочка Четтов перевернуть
Парочка Четтов собиралась убить лорда-командующего и свалить в закат. На Стене они бы переменили мнение? Нет! Наоборот, ты предлагаешь Мормонту повернуться спиной к врагу, деморализовать и без того не ахти какой мотивированный личный состав, и что-то там потом мудрить с Четтами, огосподи. Он исходил из ситуации, из того, что у него было в наличии тактически. Возможно ему не хватало стратегического мышления, но то, что ты предлагаешь - гипотезы, не более того.

Он не мог запереться в крепости и оборонять ее. У него не было никакой крепости. Кулак, ты же сама это и говорила, не подходит. Стена - далеко и еще не известно, кто успеет даже к ней раньше

Laelli, слушай, ты фантазируешь. Ты придумываешь Мормонту возможности, которых у него в реальности плио не было.

Вообще не понимаю, о чем дискутировать. Аналогия с шахматами вообще сюда ну никак не подходит, она вообще не подходит ни для жизни, ни для литературных произведений. Потому что игроки за доской видят все возможности, им доступна вся полнота информации. В жизни у даже очень информированных и компетентных людей кругозор ограничен.
Возможно, сам поход НД за Стену был ошибкой, тут еще можно спорить (но это не предложение), а с данной ситуацией все почти однозначно. Ошибка или нет, у Мормонта, исходя из его компетенции и доступной информации, ситуативно просто не было другого, лучшего решения.
03.03.2015 в 11:12

Societas Draconistarum
logastr, ОК, останемся при своем. Потому что твои аргументы не убеждают меня, а мои - тебя, и спорить из-за такой ерунды - бессмысленно.
05.03.2015 в 18:24

У меня с темными силами исключительно светлые отношения!
logastr, с планшета, поэтому пока коротко.
Четту снег помешал, как я поняла, не в том плане что по следам найдут, а в том, что все закопушки свои он при такой погоде читай не "спрятал", а "выкинул".
06.03.2015 в 09:29

I sit cross-legged and try not to levitate too much! (с)
Талифа, там он и то и другое поминает, но про закопушки (клевое слово! =) тоже странно, потому что ну кто же делает тайники так, что их невозможно найти под слоем снега. Ведь кто бы мог подумать, что пойдет снег на севере поздней осенью! Ну в общем, все равно представления о погоде у Мартина и его героев довольно ... американское))))