Всё боялся что-нибудь пропустить, но наверное получилось даже слишком длинно. Будем надеяться, вышло не слишком занудно
Примечательно, что эта глава следует прямо за главой Брана, обрывающейся на высокой ноте. Нам могли дать главу скорбящей Кейтилин, Неда или ещё кого-нибудь из Старков, но дали Тириона Ланнистера. Это здорово отрезвляет, не даёт читателю утонуть в океане своих эмоций. Кроме того, это и первая глава, где ПОВом выступает Ланнистер, один из "плохих парней". По крайней мере, после главы Брана они большинству кажутся однозначно плохими.
Глава небольшая, но даёт отличное представление о том, кто такой наш новый герой и в какой атмосфере он живёт. Она начинается, в библиотеке, где Тирион провёл всю ночь. Мартин показывает нам карлика человеком образованным, с живым интересом к окружающему миру – иначе бы этот герой явно не стал бы читать книгу о смене времён года. Похоже он один из немногих, кого интересует приближающаяся зима.
Тирион слышит вой волка и внезапно ему становится холодно, хотя в библиотеке довольно тепло. Он чувствует себя не комфортно, как и всякий не_Старк в подобной ситуации. Как будто бы всё, что связано с этой семьёй, призвано лишний раз заставить всех южан почувствовать себя здесь чужими.
читать дальшеДалее Тирион спускается по лестнице, явно не предназначенной для маленьких ножек карлика, во двор, где его ждёт встреча с нелюбимым племянником и его Псом. Джоффри тоже сходит с ума от этого воя и верный Пёс предлагает ему решение. Впрочем, Клиган делает это без особого энтузиазма, в то время как молодой принц находит это остроумным – "послать Пса убить пса". Юноша явно ищет способ выразить себя, вероятно от банальной нехватки внимания. К счастью, рядом с ним есть люди, у которых есть тормоза.
Минуя барьер презрения, Тирион пытается втолковать мальчику, как в этой ситуации должен вести себя воспитанный принц, подкрепляя свои слова совсем не лишней оплеухой. Вероятно, если бы воспитанием Джоффри занимался бы человек вроде Тириона, мы бы не получили то, что получили. Мальчик жесток, но это детская жестокость, которая идёт от непонимания того, какую боль это может причинить окружающим. Конечно все знают слово "боль", но далеко не все осознают его значение. Он может отдать приказ убить кого-нибудь, но он не знает лика смерти. Увы, Джоффри никто не занимается, никто не заботится о том, чтобы воззвать к его эмпатии, зачатки которой есть всё-таки в каждом человеке. Всё что он знает, это Серсея, которая вряд ли пыталась как-то сына ограничить и воспитать, это отец, человек грубый и тоже явно не озабоченный тем, чтобы сформировать у ребёнка какое-то представление о том, что хорошо, а что плохо. А так же куча людей, которые воспринимаются как слуги, обязанные выполнять его, принца, прихоти, что в конечном итоге и делает из него испорченного мальчишку. Биологический отец не проявляет никакого участия вообще и, как мы позже узнаём, даже не испытывает к нему малейших тёплых чувств. Хотя в упоминании о том, что мальчик неплохо управляется с мечом (в главе Арьи, если не ошибаюсь) лично я вижу проблеск отцовских талантов. Которым, к сожалению, так и суждено сгнить, не успев созреть.
Всё же нельзя отрицать, что этот самый ублюдок Джоффри, ненавидимый практически каждым читателем - целиком и полностью продукт своего воспитания, творение своего окружения и дитя безразличия.
Но вернёмся к Тириону. Теперь он направляется в утреннюю комнату гостевого дома, где мы застаём милейшую картину: Джейме и Серсея завтракают с детьми, практически семейная идиллия. Сестра почти что не скрывает своего презрения к младшему брату, однако остальные относятся к нему вполне по-человечески. Да и сам Тирион хорошо от них отзывается.
"Во все жуткие, и такие долгие годы его детства лишь Джейме иногда выказывал уродцу-брату некоторую симпатию и уважение, и за это Тирион готов был простить ему едва ли не любой поступок".
(О Томмене) "Это был ласковый мальчик, непохожий на брата".
"Мирцелла, унаследовавшая от матери всю ее красоту, но не вздорный нрав"
Почему Томмен и Мирцелла кажутся вполне нормальными детьми? Вероятно, они не были "любимчиками" Серсеи и всю свою энергию она отдавала Джоффу. Или же дело в том, что Джоффри все внушали, что он наследник и однажды станет королём, а король это такой дядя, который может развалиться на своём троне и пьянствовать в своё удовольствие.
В чём причина такого различия в отношении к младшему брату Джейме и Серсеи? Предлагаю порассуждать на эту тему.
Близнецы плохо скрывают свою тревогу по поводу состояния Брана. Оба они напряжены, обмениваются полными скрытого смысла взглядами и слишком уж настаивают на том, что лучше прекратить мучения мальчика. Только чистое наивное дитя не заподозрит их в причастности.
Однако мальчику лучше, скорее всего он даже выживет. Дети рады, родители не очень.
Мы узнаём, что Тирион намерен отправиться в Ночной Дозор, посмотреть Стену. Странный человек этот карлик, сначала сидит, зарывшись в книги, а теперь едет на край света, чтобы посмотреть на какую-то ледяную глыбу. Дикость
Серсея находит отличный повод избегнуть общества нелюбимого брата, под предлогом того, что дети видите ли не должны слушать всякую гадость. Однако от Роберта они вероятно и не такое слышали. Впрочем не исключено, что стоит королю заговорить о шлюхах и пьянках, Серсея делает то же самое. Но отвращение её не к словам, а к людям. Дети тут что-то вроде свиты, подчёркивающей её демонстрацию презрения.
Глава завершается любопытным моментом.
Улыбка Джейме свернулась кислым молоком.
– Тирион, мой милый братец, – заметил он мрачно, – иногда мне с трудом удается понять, на чьей ты, собственно, стороне.
Рот Тириона был полон рыбы и хлеба. Глотнув крепкого черного пива, чтобы протолкнуть съеденное в желудок, он ответил Джейме волчьей ухмылкой:
– Зачем же так! О, Джейме, мой милый братец, ты ранишь меня, прекрасно зная, как я люблю свое семейство…
Тирион безусловно часть семейства Ланнистеров, думаю он не лишён гордости своим именем, готов защищать его честь и интересы своего дома. И тем не менее, он занимает некую неопределённую позицию. Можно сказать, на грани интересов семьи. Как говорил Питер Динклэйдж в своём интервью, "the good bad guy, the bad good guy". Это первый персонаж, в котором чётко проглядывается его "серость", не хороший и не плохой. Дальше все герои последуют за ним, плохие обнаружат свою человечность, хорошие окажутся не такими чистенькими, как казались поначалу. На мой взгляд, если выбирать некое "лицо ПЛиО" – этим лицом определённо должен быть именно Тирион.
На самом деле, это тот самый момент, когда Мартин говорит нам: "добро пожаловать в Вестерос - место, где добро и зло ведут борьбу в пределах каждой отдельной личности".