понедельник, 06 февраля 2012
Первое, что мы узнаем от Кейтилин Старк – ей чем-то очень не нравится местная богороща. Настолько, что она не привыкла к ней за годы, проведенные на севере. Собственно, вероятно, она и не пыталась:
Для нее одной Эддард соорудил небольшую септу, чтобы она могла петь перед семью ликами Бога...Религию мужа Кейтилин не приняла. Впрочем, учитывая, что Семеро и Старые боги мирно сосуществуют довольно долгое время, никто никого не притесняет, так что можно продолжать молиться в септе, предаваясь воспоминаниям о ручьях, птичках и цветах родной богорощи.
Кстати о богорощах.
читать дальшеСо слов Кейтилин, Семеро вытеснили Старых богов с юга примерно тысячу лет назад, когда андалы вторглись на материк и вырубили все чардрева и большую часть богорощ. В религии Старых богов богороща – обязательный атрибут (Кейтилин утверждает, что на севере богороща есть у каждого замка), в то время как в культе Семерых поклонение происходит в септе. Тут возникает вопрос: зачем Талли (и другим благородным домам) нужны богорощи?
Судя по всему, все великие дома держат богорощи. Едва ли лорды специально строили свои замки поблизости от тех богорощ, которые Андалы не выпилили во время переселения, следовательно они были высажены позже. Память о предках? Дань культурным традициям? Скорее уж показатель статуса.
Вообще, не припомню, связывают ли южане свои богорощи с культом Семерых и если да, то каким образом. Исходя из того, что Мартин дает в этой главе, богорощи у них действительно просто атрибут благородного дома, но я, пожалуй, не буду сочинять.
Хотя, серьезно, лучше бы вместо богорощ редис высаживали.
Война скоро.
Собственно, с чего Кейтилин вообще занесло в богорощу?
Оказывается, Нед Старк, казнив очередного дезертира имеет обыкновение думать о вечном в тени чардрева.
(ладно, это я выдумываю, может и совсем не о вечном)
Вообще, странно, что человек, прошедший две войны удаляется рефлексировать, отняв у человека жизнь. Я бы предположила, что когда дозорный приносит клятву, он оказывается под покровительством Старых богов или причисляется к северянам, а убийство родича – преступление. Но мне показалась, что Кейтилин говорит не только о дезертирах. Не знаю, есть ли в этом морально-этический аспект или, может быть, это исключительно зов веры, в любом случае, именно сегодня Неду действительно есть над чем поразмыслить.
Нед спрашивает про детей официальным тоном, видимо больше для порядка, на что Кейтилин отвечает, что дети в кухне, думают как назвать волчат.
– Арья уже влюбилась, Санса очарована и благодарна, Рикон еще не вполне все понял.
– Он боится? – спросил Нед.
– Немного, – признала она. – Но ему только три.
Нед нахмурился.
– Его пора учить встречаться лицом к лицу с собственным страхом. Три года ему не навечно. Потом, зима близко.
(Да, Нед, мы знаем, что вы, северяне, ужасно суровые ребята, но твоему сыну три года и это нормально, что он боится лютоволка, поэтому давай ты будешь волноваться о его мужественности как-нибудь потом, через пару лет.)
Еще оказывается, что «Зима близко» - девиз Старков.
Затем Нед рассказывает о казни и тут еще несколько интересных подробностей: это четвертая казнь за год, в дозоре на данный момент меньше 1000 человек, дозор теряет все больше людей в стычках с одичалыми.
Нед предчувствует, что, возможно, скоро ему придется отправиться на север на помощь дозору, но он очевидно не принимает всерьез сложившуюся ситуацию. Когда Кейтилин упоминает лютоволчицу, Нед сразу меняет тему сказав еще что-то вроде "с Талли спорить - себе дороже". Ох, Нед, послушал бы жену. И Старых богов заодно.
Мужчины воюют за железный стул. Им не до Иных.
Итак, причина, по которой Кейтилин нарушила уединение мужа – умер Джон Аррен.
А дальше куча новой информации.
Есть два юноши: Эддард Старк и Роберт Баратеон. Оба в свое время были воспитанниками бездетного Джона Аррена, лорда Орлиного гнезда.
Более 15 лет назад король Эйерис II по какой-то причине потребовал выдать их обоих.
Вместо того, чтобы выполнить приказ, Джон собирает армию, чтобы его неодобрение было видно даже из Королевской Гавани. Воспитанники воспитанниками, но поднимать из-за них бунт глупо, особенно, если съехавшая крыша короля - общепризнанный факт.
Следовательно обстановка в стране на тот момент была расшатана на столько, что шансы выйти сухими из воды после такого были достаточно велики. И если учесть, что вся троица полтора десятка лет здравствовала после этого, все получилось.
Еще выясняется, что жена Джона Арена приходится Кейтилин родной сестрой, но это, на данный момент, не так интересно.
Далее Нед расспрашивает о письме и о Лизе Аррен, и советует Кейтилин ехать вместе с детьми к сестре.
– Хотелось бы мне это сделать, – проговорила Кейтилин. – Но в письме были и другие вести. Король едет в Винтерфелл, чтобы проведать тебя.
Нед не сразу понял ее, но когда до него дошло, мрак оставил его глаза.
– Значит, Роберт едет сюда? – Она кивнула, и улыбка промелькнула на его лице.
Значит тот самый Роберт Баратеон в настоящий момент сидит на троне.
Становится все интересней.
- Проклятие, сколько же лет прошло? И Роберт не прислал предупреждения!
Старые друзья не виделись много лет, но внезапно умирает их общий друг и король вместе со всей свитой рванул через всю страну на север.
Если бы Роберт захотел просто предаться сентиментальным воспоминаниям о Джоне, он пригласил бы Неда в столицу, но вместо этого он сам едет в Винтерфелл, а с ним половина КГ.
(Учитывая, какую должность занимал Джон, все, кому надо сразу поняли, чего хочет от Неда Роберт.)
Вместе с Робертом на север едет его жена Серсея, урожденная Ланнистер, с детьми и ее братья. И судя по реакции Неда, к этой семейке у него масса претензий и дело тут даже не в том, кто и когда вступил в войну.
В конце главы Нед думает чем кормить и как развлекать этот цирк с конями, а также сетует на королевскую толстокожесть.
надеюсь, что никого не утомила пространными размышлениями и петросянствомРазбор главы от
anna_y:
1,
2,
3
@темы:
религия,
Игра престолов,
Старки,
Кейтилин,
Нед,
POV - Кейтилин,
перечитываем
Почему обязательно рефлексировать? Человек отнял у человека жизнь, теперь приводит свою душу в порядок. Очень правильно. Зато ему и не плевать на смерти, как Роберту, Нед все еще способен чувствовать, соыувствовать и жалеть людей.
Это, кстати, очень важный штрих, что после каждой казни забирается туда, где темно, тихо и никто не трогает (кроме Кейтилин
Нед со своим "Зима близко", да еще по такому поводу, уже задрал
Еще я сразу вспомнила, почему мне в первой книге нравилась Серсея
Вообще, Роберт, Нед и Джон Аррин своим мятежом сделали очень опасную вещь. Таргерианы были не помазанники божьи, но что-то близко к тому: иностранная династия, крось дракона, серебристые волосы, все дела. А Роберт - один из многих. Да, он Штормовой лорд. Таких лордов в Семи Королевствах - больше, чем пальцев на руке. Что Кейтилин говорит про Серсею? Что та слишком горда? Так она королева, какие вопросы? Но Серсея - дочь грандлорда, и Кейтилин - тоже. Условно говоря, они равны. От этого настроения до "чем я хуже", а потом и до "а почему бы и не я?" - только один шаг. Вот вам и гражданская война.
Еще и потому что, большую часть этих замков построили либо первые люди, либо в Век Героев, когда андалы только начали "набегать". Штормовой предел, например, построен в Век Героев, Кастерли Рок - скорее всего еще раньше.
Проблема у него, судя по всему, с тем, что она Ланнистер
У Неда со всеми Ланнистерами такая поблема, изначально.
Роберт - один из многих. Да, он Штормовой лорд.
Н-ууу...Все-таки, мятеж Роберта, по большому счету, не так уж сильно отличается от Восстания Черного Пламени - Тарги против Таргов. Баратеоны-то, в общем-то, тоже драконья кровь. И по Орису, и по Раэлле.
Так она королева, какие вопросы? Но Серсея - дочь грандлорда, и Кейтилин - тоже.
В истории Таргов было достаточно случаев, когда король-Таргариен брал в жены не сестер, а девиц не то, что из грандлордских, а из просто родовитых домов.
Ну, они такая, условная драконья кровь. Как Мартеллы.
Мне Серсея не нравилась нигде, но - да, у Неда есть эта манеру судить сплеча. Сел на кресло Роберта - фсе, мог бы, закопал бы.
отличались. Как минимум - мотивами. К тому же, у Блэкфайра, как у бастарда короля, были основания сражаться за трон. Баратеоны, конечно, родственники, но настолько дальние, что как претендентов на престол их, я думаю, в случае чего, не рассматривали.
Роберт стал королем потому что победил, а не потому что больше некому было.
Говоря про религию вообще и богорощи в частности:
Вестерос в этом плане... я бы сказала ущербен. В нашем Средневековье религия и церковь играли огромную политическую роль, а так же формировала менталитет. У Мартина, что Семеро, что северные боги являются скорее сюжетными двигателями. Не говоря уже о том, что две такие разные религиозные формации без проблем сосуществуют вместе, хотя по идее должны были постоянно разжигать крестовые походы на ровном месте.
Что характерно, в Эссосе ситуация кардинально иная, и жрецы того же Рглора весьма агрессивно насаждают разумное доброе вечное.
Так вот, про богорощи мне есть что сказать: вполне возможно, что андалы, навалившись в своё время, как викинги, старое пожгли, а потом медленно ассимилировались с местными, которые радостно вернулись к тому, что было. Тыщу лет назад их вырубили, а 500 лет назад снова посадили. Ну и статусность, тоже вполне себе повод посадить себе дерево с лицом, благо что многим замкам Вестеросса не одна сотня лет, а уж правящие семьи могут как угодно тасоваться.
Воспитанники воспитанниками, но поднимать из-за них бунт глупо, особенно, если съехавшая крыша короля - общепризнанный факт.
Скорее, воспитанники стали поводом, а истинной причиной восстания как раз и был давно и надолго сорванный чердак у короля.
И судя по реакции Неда, к этой семейке у него масса претензий и дело тут даже не в том, кто и когда вступил в войну.
Ну, для Неда и любого Старка - это показатель. И он вообще обращает внимание на такие говорящие детали. Для Эддарда в целом характерна удивительная чуткость и проницательность в вопросах чести, честности и принципов и полная слепота в интригах и политике.
Роберт стал королем потому что победил, а не потому что больше некому было.
Роберт стал королём, потому что Нед. И Джон Аррен XDD
LantanaA, Почему обязательно рефлексировать? Человек отнял у человека жизнь, теперь приводит свою душу в порядок.
Извините, но для меня "привести душу в порядок" - это либо проанализировать свои действия и сделать выводы, то бишь порефлексировать, либо заглушить все сомнения благовониями/спиртным. Мне кажется, Нед всё-таки рефлексировал.
emerald, Богороща на Севере - это место подчеркнуто неприятное.
Кхм, богороща на Севере - это место подчёркнуто святое. Это как в вашем сравнении с усадьбой - не парк, но церковь/колокольня/молельня. Дело не в "приятности" или "красивости", а в естественности и духовной ценности. Это сердце Винтерфелла, как оно есть, - северное, жестокое, но подчёркивается не его суровость, а именно чуждость Кэт этому миру.
ИМХО, конечно, но ящитаю, на самом деле это невероятно красивое место.
Проблема у него, судя по всему, с тем, что она Ланнистер, но это, извините, некрасиво.
А Нед и не рвётся быть красивым и в белом плаще. Он знает Тайвина, видел Джейме и уж точно не должен быть в радостном восторге от Серсеи.
Но Серсея - дочь грандлорда, и Кейтилин - тоже. Условно говоря, они равны.
Чего? Простите великодушно, но равны они не были никогда, даже условно. Ну для начала, взгляните на влияние лорда Тайвина, хранителя Запада и бывшего десницу, и лорда Хостера в его Речных землях (а к ним я заметила отношение довольно... ну, не знаю, пренебрежительное; реальной силой их не считают, скорее в союзе с кем-то). Сравните мощь Кастерли Рок и Риверрана. Сравните Серсею, которую пропихивали в жёны Рейгару, и которая в итоге стала королевой, и Кэт, ставшую леди Винтерфелла и 15 лет жизни провела почти безвылазно у черта на куличиках. Даже в плане благородства дома равенство у них весьма сомнительное.
ПС: Гордость, это качество человеческое, а не королевское, так что для царственных особ не обязательное. В общем, гордыня короной не оправдывается.
Ага, то есть для того, чтобы не судить человека по его родственникам, надо рваться быть красивым и в белом плаще. А если ты не отзываешься о человеке пренебрежительно, то ты пребываешь от него в радостном восторге. Так и запишем.
Культ Семерых вообще довольно... примитивен. 6 богов как 6 абстрагированных социальных ролей, из них аж 3(!) - женских, и Неведомый как воплощение того, что не вписывается в те 6. Вообще, такое ощущение, что андалы занимались только войной: есть Кузнец и Воин, но нет,например, Пахаря и Торговца. Не похоже, что они были высокоразвитым обществом (вообще их переселение в Вестерос напоминает скорее наше переселение народов, чем планомерный крестовый поход с целью наставить неверных на путь истины).
А вот после того как культ закрепился в Вестеросе он уже начал обрастать новыми подробностями: Старица стала покровительницей вороньей почты, Дева - творчества и т.д. Идея "единого бога в семи обличиях" мне тоже кажется поздним изобретением, по крайней мере конфликт между единством и персонификацией присутствует.
Кстати, раз в Вестеросе все-таки основное занятие - сельское хозяйство, то потребность в боге, отвечающим за плодородие все-таки должна была возникнуть. По-моему, это функцию выполняет Матерь (хотя возможно под плодородием у не понимается способность к деторождению).
Андалы, если я правильно помню, принесли в Вестерос железо и рыцарские обычаи. Одно из двух - либо они у себя в Эссосе развились хотя бы до раннего средневековья (что по сравнению с бронзовым веком Вестероса было прогрессивно), либо у них был железный век, а обычаи они выработали уже на месте. Второе скорее похоже на правду, потому что в самом Эссосе ничего такого нет.
но это мое субъективное мнение, вполне возможно, что здесь действительно нет ничего странного
не валяй дурака, Ваймс, как я понимаю, в Семерых особо не верят. Пользуются обрядовостью и пышностью учения, но смысловой и философской проработкой не занимались, поэтому и нехватка важных "персонажей". А кто хочет верить и ждёт чуда, те идут к Северным богам, а теперь и к Рглору.
В "нашем" средневековье господствовали монотеистические религии. Само по себе основное положение такой религии о единственном возможном боге подразумевает, мягко говоря, не самое толерантное отношение к другим религиям и культам. И мир Мартина не исключение - что происходит с Семерыми на Драконьем Камне, когда появляется Рглор, мы видели. И какую роль берет на себя в конкретном социуме религия и её служительница - тоже.
Старая вера, с обезличеными, абстракнтыми Богами и чардревами - скорее, пантеизм; а Семеро - такая промежуточная стадия между политеизмом и монотеизмом. Хотя как бэ по официальной доктрине это единое божество в семи лицах, для подавляющего большинства верующих они всё-таки не сливаются в одно. Как-то со своим четким делением по классам и обязанностям Семеро ближе к тому же греческому пантеону, чем к Святой Троице.
В принципе формации не настолько неприемиримо разные или противоречащие друг другу, что бы был повод для разжигания религиозных войн между сторонниками Семерых и остатками поклонников Старых богов. По началу - да, культ насадили и довольно в жесткой форме. Ну а потом, когда всё поутихло, с годами, произошло некое подобие религиозного синкретизма, ибо веру все-таки одной вырубкой лесов не искоренишь, она все-таки остается в людях. Отсюда - соседствующие септы и богорощи, как на югах, так и на Севере. Ну, во всяком случае, мне так представляется.
Я думаю, что в патриархвальном обществе должны преобладать "мужские" боги.но это мое субъективное мнение, вполне возможно, что здесь действительно нет ничего странного
Пантеон Семерых до боли напоминает "сухой остаток " Олимпийского: Отец - Зевс, Воин - Арес, Кузнец - Гефест, Неведомый - Аид, Дева - Афродита, Матерь - Гера, Старица - Афина. И там и тут богов обоих полов почти поровну. Общества патриархальные, поэтому основные "должности" разобраны мужчинами - верховная власть и верховный суд, война и сила, труд и ремесла. Женщинам остается мудрость, плодородие, красота и чистота.
не валяй дурака, Ваймс, по-моему, нет такой закономерности.
Меня довольно долго удивляла женщина как воплощение мудрости, учености и т.д., потому я поняла, что это нормально для общества, которое много воюет: старость = мудрость, а мужчины редко доживают до старости. У дотраки вон тоже самые мудрые - это старухи, а не старики.
А в основном - стандартное распределение. Мужчина - судья, воин и работник, женщина - плодородие и целомудрие.
пахарь, торговец, строитель и т.д. - все молятся Кузнецу. Кузнец - он как бы ремесленник в широком смысле