читать дальшеГлава начинается с полученной девушкой записки "Если хотите попасть домой, приходите ночью в богорощу". Хотя Санса искренне желает вернуться в Винтерфелл, тем не менее жизнь во дворце приучила её опасаться ловушек. Ненадолго замечтавшись о том, что боги в ответ на её молитвы послали настоящего рыцаря, и вспоминая тех молодых красавцев, которых она видела на турнире, девушка тут же вздрагивает, представив, что записка - злая шутка Джоффри или проверка её верности, и в богороще её будет ждать не отважный рыцарь, а палач Илин Пейн со Льдом. О том, что жизнь не сказка, напоминает и очередной синяк, на этот раз на животе - сир Меррин по приказу короля ударил её рукой в кольчужной перчатке. Джоффри не слишком церемонится со своей невестой - он приказал её ударить за то, что она пожелала встречи с Иными отосланному на Стену Яносу Слинту. Причём Санса уже воспринимает эти побои не как ужас, а как должное, ведь она сама виновата, не сумела скрыть чувства при женихе.
Уже привычно девушка считает всех своих служанок шпионками королевы или Вариса. Хотя её нынешняя прислужница и выглядит глуповатой, но Санса подозрительно следит за ней. Королева приказала менять её прислугу каждые две недели, чтобы девушка не успела ни с кем из них подружиться, а теперешняя жизнь не учит доброжелательности к людям. После того, как служанка разжигает камин и уходит, Санса сжигает записку, и, кажется, отказывается от мысли идти ночью в богорощу. На мосту дежурит один из белых рыцарей, сир Престон, и он наверняка поинтересуется, куда невеста короля идёт в столь поздний час.
Санса ложится в постель, тоскуя от одиночества. Её наставница септа Мордейн была казнена, подружка Джейни Пуль исчезла, и девушке не с кем посоветоваться и даже просто поговорить, не ожидая подвоха. Она скучает даже по своей вредной сестрице Арье, которая, по её мнению, уже давно в Винтерфелле, резвится с младшими братьями. Размышляя без сна, девушка слышит крики и шум, а подойдя к окну, видит бегущих куда-то солдат с факелами. В городе очередные беспорядки, и Санса говорит себе, что её это не касается. Но она подмечает, что белый рыцарь покинул свой пост, и мост через сухой ров не охраняется, путь в богорощу свободен.
Не зная, ждёт ли её приславший ей записку, не ловушка ли это, Санса тем не менее решается сходить. На всякий случай она берёт с собой нож, решив, что лучше убьёт себя, чем позволит и дальше над собой издеваться. Возле конюшни она чуть не сталкивается с Джоффри, но королю и его свите не до проскользнувшей мимо фигурки в сером плаще. После шума и страхов дороги в богороще Санса успокаивается. Хотя ей ближе вера матери в Семерых, с красивыми храмами, витражами и радугами над алтарями, но в силу богорощ она тоже верит, и сейчас молится богам Севера, чтобы те послали ей защитника. Чувствуя лесные запахи богорощи, девушка думает, что Леди бы здесь понравилось, и что её волчица защитила бы её от чужой лжи.
Приславший ей записку рыцарь ещё здесь - это сир Донтос, пьяница, которого только заступничество Сансы спасло от казни по приказу доброго короля Джоффри. Из рыцарей он был разжалован в королевские шуты. Испуганная и разозлённая одновременно, девушка угрожает пьяному рыцарю-шуту ножом, требуя, чтобы тот признался, кто его послал, и в сердцах называет его "пьяным дураком". Донтос падает перед ней на колени, признаётся, что, будучи рыцарем, вёл себя как шут, но теперь, став шутом, чувствует себя рыцарем, и всё благодаря милосердию и мужеству юной леди Старк. Он напоминает, что один из легендарных рыцарей, Флориан, тоже был шутом. Санса любит балладу о Флориане и его возлюбленной Джонквиль, и немного успокаивается. Сир Донтос обещает ей, что поможет ей бежать, только надо выждать и не выдать себя до поры. Он заранее извиняется, если будет вести себя с ней язвительно, ведь это единственный способ не вызвать подозрений короля и королевы-матери.
Хотя Санса даже сейчас сомневается в том, что может доверять Донтосу, но он клянётся на чардреве, перед богами её отца, и девушка соглашается верить ему. Она даже целует в щёку своего рыцаря, хотя он старик, да ещё и пьян. Они договариваются, что будут встречаться в богороще, это единственное место, где за ними не смогут следить, а для северянки не подозрительно ходить молиться богам Севера. Возвращаясь к себе, девушка сталкивается с Сандором Клиганом. Он грубо спрашивает её, где это по ночам порхает "пташечка Джоффа", на ответ "молилась в богороще за моего отца и за короля" смеётся, что она лжёт. Однако он вызывается проводить Сансу в её комнату. Когда на мосту их встречает сир Борос Блаунт, самый неприятный из королевских гвардейцев, Пёс говорит Сансе, что не стоит его бояться, ведь если раскрасить жабу в полоски, тигром она не станет. Со своим собратом по гвардии он общается в своём излюбленном стиле - грубостью и насмешками, зато прикрывает девушку от его расспросов, заодно выясняя, что произошло. Оказывается, шум-гам был из-за того, что голодные жители города собрались у ворот, прослышав о свадебном пире Тирека Ланнистера и надеясь, что в честь такого события будет угощения для народа. Король со свойственным ему милосердием и отвагой решительно возглавил вылазку против своих же подданных и рассеял их. Выслушав это, Сандор ухмыляясь, именует короля храбрым юношей. Невеста короля вслух ничего не комментирует, но мысленно добавляет "Посмотрим, как храбр он будет в битве с моим братом".
Дальше, чтобы поддержать разговор, она спрашивает Сандора, почему он не любит рыцарский титул, но позволяет называть себя Псом. "Собак я люблю больше, чем рыцарей", отвечает Клиган, и рассказывает историю своего герба. Дед Сандора был псарём в Утёсе, и однажды ему пришлось защищать лорда Титоса Ланнистера от львицы. Три гончих погибли, сам псарь лишился ноги, но хищницу удалось отогнать, и лорд остался невредим. Титус Ланнистер наградил верного слугу землями и замком, взял его сына в оруженосцу, а гербом нового рода стали три чёрные собаки на жёлтом, как осенняя трава, поле. Потом Сандор возвращается к своей обычной насмешливой просьбе, чтобы "пташка" ему спела. Санса говорит, что охотно это сделает, и нарывается на ещё одну насмешку. "Разве ты не знаешь, что собаки чуют ложь? Ты такая красотка, а врать не умеешь, здесь полно людей, и все они врут лучше, чем ты".
В этой главе, как и во многих главах Сансы, отчасти пародируются рыцарские романы. Сама идея с таинственным защитником вполне в духе, что наших, что, видимо, и вестеросских романов, но вместо молодого красавца-рыцаря или хотя бы признанного всеми героя, такого, как Барристан Селми, спасителем оказывается пьяница-шут, да и тому ещё неизвестно, можно ли доверять. Его объяснение, что мужество и милосердие юной леди вдохновило его на подвиги, тоже полностью в духе тех самых романов, но даже для Сансы это всё уже звучит не слишком убедительно.
Королева Серсея и её сын вполне преуспели в воспитании из милой наивной девушки более решительного и даже озлобленного существа - Санса не только подозревает всех вокруг, но и угрожает ножом своему "заступнику". То, что совсем недавно девушка сама его спасла от королевского гнева, придают этой сцене особый колорит.
Момент с рыцарем-защитником, посланным богами, тоже весьма интересно обыгран. Думая про свою погибшую волчицу (которая, как и её братья и сёстры, судя по всему, являлась даром богов Севера юным Старкам), Санса размышляет, что Леди нюхом чуяла бы ложь. Позже про собак, чующих ложь, говорит Сандор Клиган, и он же в очередной раз защищает девушку от грозящих ей неприятностей.
Обзорам:
@темы: Санса, Сандор Клиган, Битва королей, POV – Санса, перечитываем
А ещё мне пришло в голову, что у Сандора Клигана такой же пунктик на девочек-Старков, как у Бейлиша — на девочек-Талли. Бейлишу, правда, хватает мозга отрефлексировать свои чувства и воспользоваться своей личной трагедией как мотиватором; у Пса всё сложнее.
В этой главе, как и во многих главах Сансы, отчасти пародируются рыцарские романы.
Мне все-таки кажется, чем дальше, тем больше, что это не пародия. Дело в том, что пародирование подразумевает не только "развенчание" мифа, но и представление его как ничтожного. У Мартина и в этой главе тоже мы наблюдаем за с одной стороны несомненным развенчанием мифа, а с другой - утверждением его сущностной ценности. В конечном итоге, и сир Донтос и Сандор - это те "рыцари", которые спасли Сансу сами того не желая, позволили ей удержаться как раз в мире чести и достоинства. Возможно, она только со временем поймет, что истинное рыцарство не связано с рыцарским званием, красотой, молодостью и даже трезвостью =)
Зато читателю об этом рассказано уже сейчас.