Ума моего ты боялся зря - не так я страшно умна (с)
Начнем, пожалуй.
Предмет, который я хочу покурить, называется "божьи суды", то есть суды, в которых виновность подсудимого определяется с помощью поединка. На настоящий момент у нас их было три: Бронн и сэр Вардис в Орлином гнезде, Пес и Беррик Дондаррион, Грегор Клиган и Оберин. Вопрос мой состоит вот в чем. Если считать, что все эти поединки - средневековый предрасудок, а бог всегда на стороне больших армий, то все три исхода логичны: Бронн дерется лучше, чем его противник, Пес - один из лучших бойцов в королевстве, а Беррик немножко неживой, и, наконец, Оберин слишком полагается на свое копье и праведный гнев, а Гора - очень большой и сильный. Но вот если представить, что эти поединки действительно демонстрируют волю богов, то эта воля в одном случае из трех приговаривает невиновного, а во втором - принимает крайне сомнительное с моральной точки решение. Или нет? Или как?
Предмет, который я хочу покурить, называется "божьи суды", то есть суды, в которых виновность подсудимого определяется с помощью поединка. На настоящий момент у нас их было три: Бронн и сэр Вардис в Орлином гнезде, Пес и Беррик Дондаррион, Грегор Клиган и Оберин. Вопрос мой состоит вот в чем. Если считать, что все эти поединки - средневековый предрасудок, а бог всегда на стороне больших армий, то все три исхода логичны: Бронн дерется лучше, чем его противник, Пес - один из лучших бойцов в королевстве, а Беррик немножко неживой, и, наконец, Оберин слишком полагается на свое копье и праведный гнев, а Гора - очень большой и сильный. Но вот если представить, что эти поединки действительно демонстрируют волю богов, то эта воля в одном случае из трех приговаривает невиновного, а во втором - принимает крайне сомнительное с моральной точки решение. Или нет? Или как?
"Большая армия" - это условно, конечно.
То есть ты в этом смысле атеист, да?
С другой - но как же так?
Ну... как-то так, да.
А так: назначили поединок, подрались, кто победил - тот и прав. Это "божий суд" только в глазах тех, кто желает видеть тут божье, а не человеческое.
То есть, понимаешь, можно было бы еще задумываться насчет высших сил (как с чардревами) если бы перед каждым подобным поединком ну не знаю... септон молитву специальную возносил... или там пожертвование на алтарь складывали, прося рассудить.
А они же так и делают. В Орлином Гнезде и в Королевской Гавани зовут септонов, в пещере Торос молится.
Хм... об этом я не задумалась. Но! Имею кое что сказать...
Септоны - это же типа этих семерых ээээ служители. А семеро - явно относительно новая религия, очевидно не имеющая отношения к реальным сверхестественным вещам. А вот Торос и Р'Глор - учитывая, что жрецы красного бога реально могут воскрешать павших, поединок Пса и Беррика можно зачесть за божий суд. А учитывая как некоторые последователи красного бога любят костерки жечь - удивляться этической неоднозначности вердикта не приходится.
Кстати, дополнительный пикантный момент в поединке Пса с Дондаррионом - то, что у Пса пирофобия, а Рхлорр - это у нас как бы бог огня
Ну вот я тоже в ту же степь.
Я за то, что боги демонстрируют свою волю в этих поединках.
Бритва Оккама бритвой Оккама, но поверить в то, что боги через эти поединки выражают свою волю, можно. Оберин, так или иначе, отомстил - Гора был смертником после первой раны. За Тириона боги вступились абсолютно справедливо. Что там с Псом, не слишком понятно, но, вполне возможно, Пес невиновен, т.к. поступал по чужому приказу. А может, действительно не все так просто...
Что касается гибели Оберина - ну так боги, конечно, решают, но заигрываться тоже не надо.
1) Суд Семи над Дунком. С одной стороны, мало кто верил, что тот сумеет найти защитников - еще 6 бойцов, с другой - учитвая, что эти шестеро таки нашлись, состав семерок с обоих сторон был примерно равный. При приблизительном равенстве сил победили "более правые".
2) Поединок Глендона Флауэрса и Деймона 2 Блэкфайра. С одной стороны, Глендон был "не в лучшей форме", с другой - он намного лучше умеет драться, чем Деймон. Победила опять "правда", причем не без фактора "случайности" - Глендону помогло то, что он взял турнирное копье, а не боевое.
3) Поединок Пса с Берриком. Как боец Пес лучше Дондариона, что несколько компенсировалось пирофобией первого - так что можно их силы условно приравнять. При этом, Пес действительно не виновен в том, в чем его обвиняли - по средневековым меркам, вина за Мику ложилась на Джоффри, отдавшего приказ. Победил "более правый" Клиган, причем не без элемента случайности - сломался меч Беррика - в коем вполне можно усмотреть волю Рглора.
4) Бронн против Иггена. Бронн лучший боец и сражается за правое дело. Победил без каких-либо случайностей, исключительно своим мастерством и продуманной тактикой боя.
5) Оберин против Горы. Гора имел преимущество как боец, хотя и небесспорное (Мартелл нашел довольно умный вариант - выйти против Горы с копьем). Оберин сражался за "правое дело", но "не правыми методами" - использовал яд. Оберин проиграл.
Итак, что имеем в результате - в 4-х случаях из пяти победили "более правые", причем в двух из этих четырех случаев "случайность" (бог, Провидение, как хотите называйте) сыграла важную роль - у Флауэрса и у Пса. В пятом случае проиграл сражавшийся за правую сторону боец, но Оберин единственный, кто отметился использованием "неконвенционных" методов - яда, что боги должны бы осуждать. Так что вполне можно сказать, что во всех случаях боги так или иначе свою волю выразили.
Однако, не могу согласиться с вашей оценкой некоторых судов. Например Змей против Горы - почему результат этого суда несправедлив-то? Тирион не убивал Джоффри, но очень хотел его смерти, и убил бы - если бы мог. То есть, часть вины на нем все-таки есть, ну а чтобы окончательно расставить все акценты, Гора тоже умирает. Это можно расшифровать примерно так "Умер Джоффри - да и фиг с ним.")))
Если бы Тириону важно было показать всем, что он невиновен, разве он стал бы потом говорить Джейме, что он убил его сына? Наоборот, он бы кричал
невиноватая я, он сам подавилсяо своей невиновности. Выходит, Тирион в смерти Джоффри ничего страшного не видит, он ее хотел. Отсюда такой результат.Что до дуэли Пса с Молнией. Пес убил мальчика по прямому приказу сюзерена. В феодальном обществе ослушаться подобного приказа было не менее тяжким грехом, чем убийство невинного. На момент дуэли Пес порвал с Ланнистерами, в том числе - и с королем. Вероятно, то убийство он теперь считает неправильным, то есть, если можно так сказать, кается. а повинную голову меч не сечет. Что до Лорда Молнии - так ить умер же он не по-настоящему! То бишь, тоже вполне логичный итог.
Простите за спутанность мысли.